Маневровый тепловоз ЧМЭЗ - один из самых популярных маневровых тепловозов в настоящее время. Исторические корни его производства уходят в далекие 60-ые годы прошлого столетия.

В качестве силового агрегата на тепловоз устанавливаются дизельные двигатели большой мощности Харьковского, Коломенского, Челябинского заводов. 

Так как специфика работы тепловоза не предусматривает   полную загрузку   (время работы на номинальном режиме составляет около 20...25% всего времени эксплуатации), то двигатели работают, как правило на режимах холостого хода и малых нагрузок.

При достаточно больших средний эксплуатационный   расходах жидкого топлива (от 130 до 200 л/час) и постоянно растущих ценах на него, эффективность тепловозов  существенно падает. Для сокращения затрат на топливо маневрового тепловоза ЧМЭЗ  с двигателем 2Д50М рассмотрим возможность применения технологий использования газодизельных систем питания.  В качестве газообразного топлива предлагается использовать СУГ (сжиженный углеводородный газ - пропан-бутан). 

В таблице представлены основные параметры двигателя 2Д50М.

Наименование параметра

Величина параметра

 

Мощность, л.с.

1200

 

Номинальные обороты, мин-1

750

 

Минимально устойчивые обороты, мин-1

300

 

Степень сжатия

12,8

 

          Удельный расход топлива на номинальной мощности не более, г/л. с. ч

165 + 5%

 

Диаметр поршня, мм

318

 

Ход поршня, мм

330

 

 

 

 

Из данных таблицы можно сделать вывода, что физико-химические свойства пропана и бутана в случае применения двухтопливной системы питания АВСТ, позволят эффективно использовать СУГ как основное топливо в данном двигателе, а штатная система питания при этом будет выполнять роль системы зажигания. 

  Расчет экономической эффективности использования СУГ на двигателе 2Д50М показывает быструю окупаемость  вложенных затрат с последующим получением существенной прибыли  от  использования газодизельной системы питания на маневровых тепловозах.