ВВЕДЕНИЕ   

Руководство по эксплуатации (РЭ) на стенд ИС-010Ф-01 предназначено для специалистов автотранспортных предприятий и станций автосервиса, обслуживающих автомобили, работающие на компримированном природном газе (КПГ) и газе сжиженном нефтяном (ГСН), а также предприятий, производящих и ремонтирующих газобаллонную аппаратуру автомобилей.

Настоящее РЭ содержит необходимые сведения о конструкции, описание работы и правила эксплуатации стенда.

 1.  НАЗНАЧЕНИЕ СТЕНДА 

Стенд  предназначен для проведения входного контроля поставляемых в виде комплектующих изделий газовых форсунок, а также проведению доводочных и, при необходимости, исследовательских работ по подбору рабочих параметров контрольных,  наладочных   испытаний  газовых форсунок, входящих в комплект  газобаллонного оборудования (ГБО), работающего как  на  КПГ, так и на ГСН  с сопротивлением от 0.8 Ом до 15 Ом.

Стенд также предназначен для испытаний газовых форсунок с целью определения их быстродействия, расходных характеристик, ресурса, алгоритмов управления и выбора оптимальной схемы управления форсунками. Стенд обеспечивает поочередный или  одновременный контроль характеристик до четырех газовых форсунок.

 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 

№п\п

Наименование параметра

Показатели

1

Тип

Пневмоэлектрический

2

Рабочее тело

Воздух

3

Давление подводимого воздуха, МПа

0…2.5

4

Максимальный расход воздуха, Нм3/ч

30

5

Напряжение подводимого электропитания, В

220

6

Максимальная мощность потребления, Ва

300

7

Масса, кг

35

 

 

 

 

              3. СОСТАВ  СТЕНДА

Стенд  состоит из трех функциональных частей:

·                    пневматической части, обеспечивающей испытываемые газовые форсунки достаточным количеством воздуха при различных давлениях и расходах, соответствующих реальным эксплуатационным условиям; в качестве рабочего тела должен использоваться чистый воздух;

·                    измерительной части, которая  обеспечивает контроль входных параметров воздуха и измерение расходных характеристик форсунок в широком спектре рабочих режимов;

·                    системы управления, которая управляет подачей воздуха в форсунки различных типов величин расходов рабочего тела, а также самими форсунками, имитируя весь спектр рабочих режимов. 

4. ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ СТЕНДА

4.1 Пневматическая часть  выполнена из унифицированных деталей и в ее состав  входят:

·                    серийный приводной  поршневой компрессор с ресивером, максимальное давление в котором  ограничивается перепускным клапаном на уровне 6 – 8 кгс/см2 (0,6 – 0,8 МПа) (может поставляться по дополнительному соглашению);

·                     электромагнитный  клапан подачи воздуха, через который  воздух из ресивера компрессора поступает в первичную камеру газового редуктора   (ГР);

·                     ГР, который сглаживает пульсации и перепады, а также регулирует и стабилизирует диапазон изменения давления воздуха, поступающего далее в газовую рампу, в пределах 1,0 – 6.0 кгс/см2               (0,1 – 0,6 МПА);

·             газовый фильтр, в котором воздух  очищается от примесей перед подачей в газовую рампу;

·             устройство сопряжения стандартных газовых рамп с трактом прохождения  и электрическими контактами форсунок;

·             стандартная автомобильная газовая рампа со встроенными в ее корпус до четырех электроуправляемых газовых форсунок;

·         после газовых форсунок тракт прохождения воздуха  разделяется на четыре канала, в каждом из которых  установлен отдельный ресивер-успокоитель для сглаживания пульсаций давления при импульсном истечении воздуха из форсунки;

·          после каждого ресивера-успокоителя  воздух со стабилизированным (сглаженным) давлением  попадает в газовые ротаметры РМ-04 6.3ГУЗ (или аналогичные), где осуществляется замер расхода воздуха в каждой отдельно взятой форсунке.

4.2  Измерительная часть стенда  обеспечивает выполнение таких измерений:

·                    величина давления перед ГР   осуществляется   манометром,   установленным на выходе компрессора;

·                    величина давления  в газовой рампе регистрируются образцовым манометром   МО-5 или аналогичным, устанавливаемыми на передней панели стенда;

·                    имитируемая частота вращения КВ ДВС регистрируется с помощью  светодиодного индикатора на панели блока измерений;

·                    время открытого состояния газовых форсунок  регистрируется с помощью  светодиодного индикатора на панели блока измерений;

4.3   Система управления содержит следующие функциональные узлы:

блок питания, блок управления, блок коммутации, блок измерения, органы управления и защиты, устройства индикации, устройство подсветки.

4.3.1     Блок питания преобразует переменное напряжение 220 В, 50 Гц питающей сети в оперативные стабилизированные напряжения постоянного тока для управления газовыми форсунками, воздушным клапаном, блоком измерения, устройствами индикации и подсветки.

Блок питания  содержит:

  • автоматический выключатель напряжения 220 В, 50 Гц питающей сети на ток не менее 10 А;
  • силовой понижающий трансформатор;
  • выпрямители и стабилизаторы оперативных напряжений;
  •  устройство защиты от коротких замыканий со светодиодной индикацией аварийного отключения питания.

4.3.2 Блок управления осуществляет синхронизацию и фазированное (последовательное)  четырехканальное управление работой до четырех газовых форсунок в широком диапазоне регулирования частоты и продолжительности включения.  

Электронная схема блока управления обеспечивает:

  • плавное регулирование в пределах от 5.0 Гц до 50.0 Гц частоты поочередного срабатывания каждой из четырех газовых форсунок;
  •  плавное регулирование в пределах от 3,0 мс до 20,0 мс времени открытого состояния форсунок;
  •  синхронизацию работы форсунок по принципу фазированного (последовательного) управления;
  •  ступенчатое регулирование амплитудного значения тока форсированного включения в пределах: 5 - 10 А;
  • ступенчатое регулирование среднего значения тока удержания форсунок во включенном состоянии в пределах: 1 - 4 А;

·         узел защиты от коротких замыканий со светодиодной индикацией аварийного отключения.

 ВНИМАНИЕ!

Для восстановления работоспособности стенда после всех аварийных отключений с помощью защит от коротких замыканий должно быть необходимо:

- отключить питание стенда с помощью автоматического выключателя;

- устранить причину срабатывания защиты;

- снова включить питание.

4.3.3    Блок коммутации обеспечивает ручное управление включением воздушного клапана и выбор включения нужного количества испытываемых форсунок.

Блок коммутации  содержит:

·         клавишные переключатели для подключения каждой из форсунок и включения воздушного клапана;

·         световую индикацию включения каждой из форсунок;

·         контрольные гнезда для визуального наблюдения тока обмоток форсунок с помощью дополнительного  внешнего осциллографа.

4.3.4  Блок измерения позволяет измерять с помощью  светодиодных индикаторов:

·         имитируемую частоту вращения КВ ДВС в «об/мин» (ручка потенциометра «n» регулятора расположена под индикатором);

·          время открытого состояния газовых форсунок в «мс» (ручка потенциометра «t» регулятора  расположена под индикатором).

4.3.5  Устройство подсветки подсвечивает сзади шкалу  ротаметров работающих форсунок.

Подсветка включается отдельным переключателем на блоке коммутации.

Внимание! Поставщик оставляет за собой право изменять конструкцию и состав стенда  без изменения функциональных возможностей изделия. 

5. ПРИНЦИП РАБОТЫ СТЕНДА 

В схемы стенда входят: электронный блок управления  (ЭБУ), комплект электроуправляемых газовых форсунок , ГР  с регулируемым давлением, образцовый       манометр,  ресивер-успокоитель, электромагнитный клапан подачи воздуха в пневматическую магистраль стенда, газовый фильтр.

ЭБУ 12  позволяет:

·         имитировать частоту вращения коленчатого вала ДВС;

·         регулировать время срабатывания ЭГФ.

Перед тем, как попасть в рампу, воздух предварительно очищается от примесей в газовом фильтре.  

Серийным приводным поршневым компрессом воздух сжимается и направляется в воздушный ресивер. Максимальное давление в ресивере ограничивается перепускным клапаном. Из ресивера воздух поступает под давлением 6 – 8 кгс/см2 (0,6 – 0,8 МПа) через газовый фильтр в полость электромагнитного клапана  подачи воздуха. При установке  на пульте управления выключателя подачи питания в положение «Включено» напряжение 12В поступает на обмотку электромагнитного клапана, и он открывается. Сжатый воздух из ресивера компрессора поступает в ГР, который позволяет регулировать и стабилизировать диапазон изменения давления  в газовой рампе в пределах 1 – 6 кгс/см2 (0,1 – 0,6МПа).

Для сглаживания пульсаций давления после каждой ЭФГ устанавливается ресивер-успокоитель. Из ресиверов-успокоителей воздух со стабилизированным (сглаженным) давлением попадает в газовые ротаметры РМ-04 6.3ГУЗ, с помощью которых осуществляется замер расхода воздуха в каждой отдельно взятой ЭФГ.

Пульт управления стендом оснащен средствами управления и контроля расходов ЭГФ.

Изменение давления газа в системах стенда осуществляется образцовым манометром МО-16. 

6.   ПОРЯДОК РАБОТЫ 

6.1 ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

6.1.1  Заземлить  корпус стенда согласно  ПУЭ  гл.1-7, подключить вилку кабеля к розетке электропитания.

6.1.2   Все ручки управления режимами работы ЭТГ повернуть против часовой стрелки до упора. (Если осуществляется плановая проверка ЭФГ одного и того же типа, то ранее выбранные установки  ручек рекомендуется сохранять).

6.1.3 Подсоединить к стенду источник сжатого воздуха с выходным давлением не более 10кг/см2 (1,0МПа).

 6.1.4 Открыть магистральный кран или кран подачи воздуха к стенду от компрессора.

6.1.5 Включить автоматический выключатель «Сеть» и подать  напряжение переменного тока 220 B с частотой 50 Гц.

6.2 РАБОТА НА СТЕНДЕ

Измерение расходов воздуха через ЭФГ осуществляется при помощи ротаметров РМ-04 6.3ГУЗ 10. Для этого необходимо:

6.2.1 Закрепить на рабочем столе рампу с ЭФГ и подсоединить трубки пневматической части и штепсельные разъемы для подключения обмоток ЭФГ.

6.2.2 Включить приводной компрессор и закачать в ресивер воздух до давления 6 – 8 кгс/см2 (0,6 – 0,8 МПа).

6.2.3 Выключателем, расположенным на панели приборов стенда, включить электромагнитный клапан подачи воздуха в пневмомагистраль стенда.

6.2.4 Винтом изменения давления на   ГР, установить необходимое (согласно, паспортным данным на ЭФГ) давление. Давление в газовой рампе контролируется образцовым манометром МО-5 4.

6.2.5 С помощью соответствующих выключателей выбрать необходимое количество исследуемых ЭФГ.

6.2.6 Выключателем на панели ЭБУ  подать питание на блок управления.     

6.2.7 Повышая, с помощью соответствующих переключателей, значения токов форсированного включения («Iф») и удержания ЭФГ («Iу») на минимальных оборотах КВ ДВС адекватно конкретному типу ЭФГ, добиться гарантированного включения ЭФГ без излишних динамических перегрузок.

6.2.8 Плавно поворачивая (по часовой стрелке) ручку потенциометра («t») можно увеличивать время открытия подачи воздуха через ЭФГ (т.е. имитировать нагрузку ДВС) в диапазоне от 3 до 20 мс. Это время высвечивается на индикаторной панели ЭБУ.

6.2.9 Плавно поворачивая (по часовой стрелке) ручку потенциометра («n») можно увеличивать значение частоты срабатывания ЭФГ (имитировать скоростные режимы работы двигателя) в диапазоне от 600 до 6000 мин-1. Значения этой частоты высвечивается   на индикаторной панели ЭБУ. Реальная частота срабатывания каждой из включенных форсунок соответственно  в  диапазоне 5.0 – 50.0 Гц.

6.2.10 Величина расхода рабочего тела через ротаметры оценивается по высоте подъема поплавков относительно отметки начала отсчета на стеклянной трубке. 

6.3 ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ

По окончании программы испытаний необходимо сбросить давление в магистралях стенда и подводящем трубопроводе, для чего:

- закрыть магистральный вентиль или отключить компрессор;

- отключить питание стенда автоматическим выключателем «Сеть»; контрольный светодиод включения питания красного цвета гаснет;

- снять испытываемые ЭФГ со стенда. 

7. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

7.1 Изделие (стенд) должно быть заземлено согласно ПУЭ гл. 1 - 7.

7.2 К работе на изделии допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности, изучившие данное  руководство по эксплуатации и получившие допуск к работе с изделием.

Персонал, допущенный к работе, должен быть аттестован по «Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» Госгортехнадзора и по «Правилам эксплуатации электроустановок».

7.3 Не допускается проверка агрегатов под давлением 5,0 МПа (50,0 атм) и выше без защитного кожуха.

7.4 Работы по  ремонту, наладке и обслуживанию  изделия проводить  только после снятия  давления  в  системах стенда и отключения его от электросети.

7.5 Не допускается проводить подтягивание соединений трубопроводов и арматуры под давлением.

7.6 Не допускаются удары по трубопроводам и арматуре металлическими предметами. 

8. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

8.1 Техническое обслуживание комплектующих узлов и агрегатов проводить в соответствии с их паспортными данными.

8.2 Периодически, не реже 1 раза в квартал, проверять магистрали стенда на герметичность сжатым воздухом методом обмыливания.

8.3 Сведения о работе, возникших неисправностях, техническом обслуживании, периодических поверках заносить в журнал учета работы стенда.

8.4 Содержать установку в процессе эксплуатации в чистоте.

 9. ПОВЕРКА ИЗДЕЛИЯ

9.1 Периодичность поверки стенда - один раз в год.

9.2 Операции поверки:

- внешний осмотр стенда;

- демонтаж и поверка манометров и вакуумметра;

- проверка магистралей стенда на  герметичность производится при входном давлении Р=23,0±1,0 МПа (230,0±10,0 кгс/см2); давление повышать последовательно до 1,0,  2,5, 5,0, 10,0, 20,0 МПа,  выдержка 3 мин., утечки не допускаются. 

10. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ 

10.1 При погрузке, перевозке и хранении стенд должен находиться в вертикальном  положении.  При  хранении или транспортировании в таре на боковых сторонах тары  должны  быть  нанесены  предупредительные знаки, указывающие верх и осторожность при погрузке и  разгрузке.

10.2 Тара должна исключать возможность механических ударов и воздействия атмосферных осадков.

10.3 Допускается транспортирование всеми видами транспорта. Условия транспортирования должны соответствовать гр. «Ж1»  ГОСТ  15150-69, в части воздействия механических факторов - ГОСТ 23170-78.

 

10.4 Хранение стенда должно осуществляться в закрытом помещении при температуре воздуха от +50С до +400С и относительной влажности до 80%.