В Российской Федерации, как и во многих странах мира используются для общественного, коммунального автотранспорта и для транспорта, выполняющего тяжелые работы, как правило, транспортные средства (ТС) с дизельными двигателями, имеющими высокие энергетические и экономические характеристики. Перевод дизельных двигателей на газовые топлива рассматривается у нас в стране и во всём мире как актуальная и экономически обоснованная задача.

В настоящий момент существуют два пути конвертации дизелей с целью использования газового топлива   и оба они нашли применения в мировой практике.

Первый способ – это конвертация дизельного двигателя в газовый однотопливный двигатель, работающий по циклу Отто, с принудительным (искровым) зажиганием (в дальнейшем – газовый двигатель). Такой способ конвертации предполагает снижение степени сжатия с необходимостью  регулирования мощности количественным способом. Фактором, сдерживающим более широкое применение однотопливных газовых двигателей на автотранспортных средствах (АТС) является ограниченный радиус действия таких АТС, обусловленный отсутствием широкой сети газозаправочных станций. В мировой и отечественной практике эта концепция получила на сегодняшний день распространение применительно к городскому общественному транспорту и коммунальным машинам. Расширение парка таких автомобилей идёт, главным образом, за счёт замены  выработавшей свой ресурс техники с дизельными двигателями на новые АТС с однотопливными газовыми двигателями.

Второй способ предполагает конвертацию дизельного двигателя в двухтопливный двигатель (в дальнейшем – газодизельный двигатель или газодизель) с воспламенением основного газовоздушого рабочего заряда в камере сгорания от запальной дозы дизельного топлива. При этом двигатель работает одновременно на двух топливах. При конвертации дизельного двигателя в газодизельный сохраняется высокая степень сжатия.

В двухтопливном   двигателе с воспламенением от запальной дозы   сохраняется возможность работы на традиционном  дизельном топливе без ухудшения эксплуатационных характеристик. Это преимущество газодизеля становится если не решающим, то весьма значимым.

При конвертации дизельных двигателей в газовые, уменьшается геометрическая степень сжатия за счёт установки, как правило, новой поршневой группы, устанавливается система зажигания и блок дроссельной заслонки для количественного регулирования мощности. Следствием таких технических решений неизбежно  ухудшение мощностных и экономических показателей газового двигателя по сравнению с базовым дизельным. И, как уже показал многолетний опыт эксплуатации, непреложным становится то, что  ТС с газовыми двигателями имеют ухудшение до 40% показателей по эксплуатационному расходу топлива, относительно дизельных двигателей с  аналогичными   рабочими  объёмами. Особенности рабочего процесса газовых двигателей достаточно давно изучаются, но кардинальных решений по улучшению топливной экономичности газовых двигателей, по крайне мере, реализованных на практике, практически нет.

Учитывая, что вопросы экономической целесообразности при переходе на альтернативные виды топлива имеют первостепенное значение, достижение высокой топливной экономичности газовых двигателей является обязательным условием успеха в деле расширения применения газовых топлив.

В связи с этим, необходимо отметить, что газодизельный рабочий процесс обладает неоспоримым потенциалом в части получения  высоких экономических показателей ДВС, так как используется топливо (метан) с высокими энергетическими показателями  в совокупности с дизельным двигателем, имеющий  высокую степень сжатия.   

Так же к числу достоинств второй концепции конвертации дизельных двигателей в газовые можно отнести возможность перевода на газовое топливо автотранспорта, уже находящегося в эксплуатации, так как не требуется существенное вмешательство в конструкцию двигателя, как при конвертации в чисто газовую версию, а достаточно использовать комплект навесного оборудования и правильно ( с использованием специальных рекомендаций и методик) его установить и отрегулировать. Это достоинство позволит в более короткий срок перевести на газовое топливо больший парк АТС, не дожидаясь замены дизельной автотехники по мере выработки ими ресурса на технику с газовыми двигателями.

Отметим, что газодизельные двигатели не рассматриваются как альтернатива чисто газовым двигателям с искровым зажиганием.  Газодизель - это другой вариант использования газового топлива, определяемый условиями эксплуатации  ТС, наличием сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в регионе, где преимущественно эксплуатируются газобаллонные АТС и необходимостью использования двигателей, мощность которых не ниже базовой.

             В связи с этим сохраняется актуальность производства как однотопливных газовых двигателей с искровым зажиганием, так и двухтопливных – газодизельных двигателей. На сегодняшнем рынке востребованы и те, и другие двигатели, работающие на газовом топливе.

К основным преимуществам газодизеля, можно отнести:

- снижение выбросов твердых сажевых частиц в 1,5-2 раза;

            - увеличение срока службы моторного масла в 2,5 раза;

            - снижение износа цилиндро-поршневой группы в 1,5 раза;

            - снижение уровня шумности работающего двигателя на 5-6 дБ.

          К недостаткам современных газодизельных систем можно отнести неэффективное использование ТС с газодизельными двигателями в городских условиях - на коммунальной технике,  рейсовых автобусах и т.д. 

          В настоящий момент силами ООО "Автосистема" разработана и предлагается к реализации новая двухтопливная система питания, существенно улучшающая экономические показатели переоборудованного ТС. Расход дизельного топлива в данном случае не сильно зависит от условий эксплуатации и режимов работы ТС.